Четвертый час у батареи
Твердит прикованный Антон:
Да ну ребят, я больше с вами
Не буду в мафию играть!

В начале лета 2016 года прошел первый онлайн курс по созданию настольных игр GameConstructor. Идеи и принципы, заложенные в нем, являются универсальными и способны лечь в основу практически любого игрового проекта, будь то спортивное соревнование, интеллектуальный конкурс или психологическая трансформационная игра. С полной уверенностью нельзя сказать, где именно проходил курс: один из авторов и ведущих находился в Санкт-Петербурге, второй – в Москве, а уж участники собрались из многих городов, разбросанных по разным странам. Формально обучение проходило в рамках вебинаров на протяжении восьми недель, но самое интересное разворачивалось в головах участников, где и по сей день идут увлекательные процессы. Однажды раскрученный волчок, подкрепленный броском кубиков, запустил механизм. С его помощью участники познакомились с собственными играми, создали правила и стали мастерами маленьких, но очень личных Вселенных.

С чего вы это взяли?

Зачем и кому нужны игры? Отвечать на этот вопрос можно долго и с удовольствием. Для каждого ответ будет своим. Почти наверняка в нем найдется место, чтобы упомянуть возможность получить инструмент, позволяющий в захватывающей форме за несколько часов решить задачи, на которые частенько требуются месяцы размышлений или традиционных консультаций. К тому же, давно известно: мы никогда не будем счастливы в играх, придуманных другими. В любую игру нужно интегрироваться с головой (и другими частями), безоглядно, но еще лучше – создавать игры самим.

Об этом не понаслышке знают создатели и ведущие курса: Мария Горина  и Антон Нефедов. Мария — автор и разработчик настольных игр, геймкоуч, игротехник, тренер НЛП. Она также является соавтором методики профессионального  ведения настольных игр GameCoaching. Антон — автор и разработчик стратегических игр, системный коуч, смехотерапевт, основатель академии I.G.R.A.

Идея курса по разработке игр изначально появилась в 2015 году, когда Антон и Мария привезли на Российский Игровой Форум наработки в области игрового моделирования бизнес-процессов. Тогда ребята решили, что наиболее эффективно их можно продемонстрировать, показав собственные игры и предложив систему, объясняющую принципы игростроения. Результатом должны были стать навыки, позволяющие людям упаковывать бизнес-процессы в игровой формат. До этого у Марии и Антона уже существовали проекты, в рамках которых они обучали и помогали внедрять игровые механики в различных областях. Но GameConstructor стал уникальным курсом, аналогов которому в России на сегодняшний день практически нет. Впрочем, почему только в России? Проект не замечал условных границ и рамок, поэтому уже сейчас можно присваивать ему международный уровень.

Конечно, как в любом деле, авторы преследовали и личные цели. В первую очередь — самомоделирование, позволяющее лучше понять себя и собственные стратегии, детально выяснить, откуда все берется и куда это все лучше девать. Как призналась Маша, во время создания курса они с  Антоном узнали очень многое  о себе, друг о друге, а также о собственных играх. В результате ребята нашли массу новых идей, как развивать это направление — второй поток GameConstructor наверняка будет отличаться от первого.

Авторы игр, обучая их созданию, насыщали и собственные таланты. Еще бы! Когда человек является мастером в своем деле, обучение и помощь неофитам является естественным проявлением зрелости. В исследовательском процессе, который предварял запуск курса, мастера находили новые идеи во время изучения материалов в, казалось бы, хорошо и многократно проверенных ресурсах.

По факту ребята совершенствовали и собственные навыки по созданию игр. По словам Антона, создание подобных курсов, раскрывающих внутреннюю кухню игровых процессов, дает огромный импульс для продолжения работы, делая ее с каждым разом интереснее, глубже. Возникают новые фокусы внимания, открывающие доселе незаметные грани игровой реальности, которых становится все больше и больше. Насыщая себя, конечно, мастера смотрят и вперед.

Совершенствуя себя, человек совершенствует мир вокруг, насыщает его энергией и делает еще более прекрасным местом, где хорошо жить. И Мария с Антоном говорят, что хотели бы, чтобы на рынке появилось больше качественных настольных игр. Эти проекты должны помочь развитию тренингов, психологических консультаций, коучинга, делая их более насыщенными, интересными, и эффективными для участников, которые с их помощью могли бы решать собственные задачи проще и быстрее, чем в классических форматах.

В разработке как курса GameConstructor, так и собственных игр, Антон и Мария широко применяли богатый опыт в практической психологии. По мнению авторов, это делало и делает игры и инструменты, закладываемые в них, более эффективными. Практика показывает, что проекты, создаваемые на стыке двух-трех дисциплин зачастую получались существенно более мощными и имеющими кумулятивный эффект, нежели ли те, что рождались узкоспециализированными инструментами. Непосредственно курс GameConstructor появился достаточно быстро. От момента начала подготовки до старта прошло около месяца, на протяжении которых Мария и Антон работали над материалами и формами их подачи. Уже позже, когда курс заиграл в прямом и переносном смысле, ребята общались по пять-шесть часов несколько раз в неделю, готовясь к новым модулям, корректируя материалы и моделируя процессы. Интересно, что за все это время они встречались лишь несколько раз, так как на тот момент жили в разных городах: Антон – в Санкт-Петербурге, а Мария – в Москве. Игровое поле GameConstructor не признавало границ.

Что на кону?

Главным результатом, который должен был принести GameConstructor™, конечно, должны были оказаться игры. С помощью знаний, заложенных в курс, участники получали возможность создавать такие продукты, которые помогут их окружению, клиентам, партнерам решать актуальные задачи быстрее и азартнее, чем когда-либо раньше. Что может быть прекраснее, чем бросок кубика, открывающий новое измерение и дающий ответ на давно волнующий вопрос? Пожалуй, только два броска – второй, чтобы проверить и закрепить результат.

По мнению авторов GameConstructor™, курс может помочь насытить рынок интересными работающими игровыми инструментами – игровыми полями всех возможных форм, расцветок и размеров. Ребята признаются, что чувствуют, что двигаются в правильном направлении. Калейдоскоп эмоций, в котором работают ученики, проводят тест-драйвы создаваемых проектов, объявляют результаты и делятся эскизами будущих игровых инструментов, ветром радости поднимает авторов курса на такие вершины, откуда Эверест кажется невысоким пригорком. Но самое захватывающее – видеть, когда ученик не просто выпускает игру, но находится в постоянном взаимодействии со своим детищем. Наблюдать, как мастер и его инструмент совершенствуются вместе – одно из лучших зрелищ, дающих уверенность: игра будет жить!

Пришел, увидел, но зачем?

Какие цели ставили перед собой сами участники курса? О чем они мечтали и, вообще, почему решили принять участие в игровой авантюре? Найти два одинаковых ответа было сложно. Честно сказать, их не оказалось вовсе ни одного. За исключением главного пункта: каждый из тех, кто вошел в пространство GameConstructor хотел стать создателем, мастером собственной игры. Некоторые собирались открыть дверь в мир игр и войти в него полноправным участником. Другие планировали расширить арсенал уже доступных им средств для работы с клиентами. Третьи мечтали заглянуть за волшебную ширму, чтобы понять, какая магия скрывается за полотном, и овладеть ею для создания собственных проектов и оживления существующих. Четвертые, пятые, десятые – у каждого была своя история. Стоит сказать, что создатели курса всячески открещивались от ссылок к магии и эзотерики. И Антон, и Мария заявляли в один голос, что в основе как GameConstructor™, так и создаваемых ими игр лежит исключительно четкая инженерная технология. Разумеется, это так. Но, с другой стороны, именно такой и бывает настоящая магия — четкой, ясной, технологичной. Иначе никакого волшебства не получится.

Шаги по игровому полю

На первых шагах курса участникам пришлось ответить, пожалуй, на самый главный и сложный вопрос: что такое игра? Определений этого феномена существует великое множество, но для простоты договоримся, что под игрой и мы, и GameConstructor понимаем свободную деятельность людей, ограниченную пространством, временем и правилами. Именно такое широкое определение позволяет охватить самый широкий диапазон идей. Для чего? Конечно же, чтобы сузить!

Все игры с известной долей условности можно разделить на несколько типов. Художественные, соревновательные, познавательные интеллектуальные и, самые интересные, на мой взгляд, – «игры со смыслом». Именно последние и стали объектом наиболее пристального внимания создателей и участников GameConstructor™. «Игры со смыслом» уже сами включают в себя множество вариаций. Объединяет их ключевая идея: помощь человеку в решении прикладных задач, внедрение новых навыков, нахождение неожиданных стратегий, подсказки, как разобраться в себе. Все это позволяет перенести игрока из одного состояния, где перед ним стройными рядами выстраиваются задачи, в другое – где ждут решения, которые он может тут же перенести в реальную жизнь. Это в равной степени относится к трансформационным, коучинговым, деловым, стратегическим, обучающим и многим другим «играм со смыслом».

Разобраться в этом разнообразии на первый взгляд непросто. Единственным способом понять, чем же отличаются игры, что они несут и чем могут обогатить игроков и создателей, остается самый очевидный – играть. Создатели GameConstructor™ как начали играть в детстве, так и не перестали. Им очень подошло бы определение, данное прекрасным отечественным мультипликатором Гарри Бардиным: профессиональные дети. Конечно, у этих детей есть и собственные предпочтения. Так Антон и Мария признались, что любят играть как в собственные игры, так и в игры друг друга. Чаще всего, осознается это или нет, но мастер создает игру, в том числе и для того, чтобы решить собственные задачи. Тогда игра в свое детище становится новым, потрясающим опытом.

Ребят частенько можно встретить за игровыми столами, на которых разворачиваются процессы TALENTgame, «Путешествия героя», «Интеграции», «Синей птицы» и многих других проектов. Но и игры коллег-мастеров пользуются заслуженным вниманием. Ведь с их помощью можно находить новые, несвойственные стратегии и пути решения задач. Благодаря одним играм, таким, как Matrix, можно найти ответы на вопросы в рамках корпоративных систем, с помощью других – разобраться в семейных перипетиях и, призывая на помощь силу семьи и рода, решить очень личные и от того исключительно важные задачи.

Сыграем, друзья!

Чтобы понять, над какой же игрой предстоит вести работу самим, да так, чтобы не разбежались ни глаза, ни будущие игроки, участникам было необходимо ответить на три ключевых вопроса:

  • какую игру они создают?
  • для кого они ее создают?
  • зачем они ее создают?

Ответы на эти вопросы являются платформой для любого творческого процесса, который в рамках GameConstructor приобрел форму создания игр. Именно определение этих векторов и стало главным толчком к созданию живых и работающих прототипов, а впоследствии и финальных версий игр. Впоследствии эти вопросы легли в основу стратегий игр, их алгоритмов и внешних проявлений в виде метафор.

Процесс затягивал участников с первых шагов, и остановиться было практически невозможно. Курс был насыщен домашними заданиями, но какими они были! Помимо работ, которые нужно было проводить наедине с собой, ведущие предлагали для изучения большой объем дополнительных материалов. И это была вовсе не та учеба, к которой можно было бы привыкнуть, начина со школ, продолжая институтами и не заканчивая разнообразными тренингами, мастер-классами и образовательными марафонами.

GameConstructor™ стал платформой, на которой создатели курса честно и открыто делились доступными знаниями, подсказками и секретами. Чего стоили только лишь задания по просмотру мультфильмов, которые многим открыли прекрасный сериал Gravity Falls. Сквозь призму игростроения и без того богатые на метафоры мультфильмы заиграли новыми красками, да так, что приходилось зажмуриваться.

Отдельным удовольствием стало общение между участниками курса. Волшебным образом каждому нашелся «школьный приятель» внутри самой группы. Все выстроились в пары, пары закружились по невероятному полю конструкторской игры, и это чем-то было похоже на карнавал в лаборатории средневекового алхимика: ярко, весело и с раздачей могущественных артефактов и материализацией чудес. Пожалуй, так и характеризовался весь творческий процесс: драйв, азарт, хулиганство. В результате на свет рождались идеи и проекты, о которых до того, как участники оказались в пространстве GameConstructor™, было невозможно помыслить.

Во многом такому хода процесса способствовала организация. На курсе не было ни одной записи, ни одного вебинара, хотя слайды с ключевыми тезисами участникам предоставлялись неукоснительно. Это невольно заставляло будущих мастеров настраивать четкий фокус на происходящее. Отсюда вырастало искреннее желание больше общаться с коллегами по ученическому интерфейсу и учителями, и стремление давать и получать обратную связь исключительно высокого качества.

Интересно, что именно участники GameConstructor™ говорили своему окружению, когда возникали вопросы, отчего у них так сияют глаза и почему волосы торчат в разные стороны, словно по телу бежит электрический ток. Один из мастеров честно заявлял, что работает над тем, чтобы помогать своим игрокам договариваться с миром. О чем? Чтобы мечты сбывались, конечно же. Другие признавались, что создают трансформационные, коучинговые и стратегические игры, обещая в скором времени пригласить на пилотные запуски. Были и такие, кто жил игрой, проживая каждой клеточкой тела каждый ход на каждой клетке собственноручно созданного игрового поля. Некоторые скромно сообщали, что конструируют Вселенную, добавляя, иногда, уточнение: «игровую» — но это в зависимости от того, с кем шла беседа. По сути, GameConstructor стал катализатором чистого незамутненного творчества, бьющего несокрушимым потоком через игровые кубики и разноформатные игровые поля.

И результатом двух месяцев купания в этом источнике вечной молодости стали игры, прототипы и собственные инструменты по созданию игр, а также бесчисленное количество идей, как можно обогатить мир. Ведь когда люди искренне и с любовью создают новое, мир вокруг становится лучше. И это уже никакая не магия. Это абсолютно инженерная мысль, заложенная в GameConstructor авторами и реализованная каждым из его участников.

(с) Вячеслав Назаров

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: