Сегодня мы предлагаем ознакомиться с третьей частью конспекта прямого эфира Марии Гориной, который прошел 15 марта 2018 года. И поговорить о том, каких результатов можно добиться с помощью игры?

Маша рассказала о трех основных направлениях, которые можно получить в результате создания собственной игры:

Результаты разработки игры

Обучение, развитие и закрепление
знаний с помощью игры

«Во-первых, очень хорошо такие игры подходят для обучения, т.е. для тренировки навыков, это могут быть игры-тренажеры. Можно сделать игрушку, которая будет тренировать навыки продаж. Можно сделать игрушку, которая будет тренировать навыки ведения переговоров. Вот есть много разных технологий ведения переговоров, есть какое-то количество тренингов, которые основаны на этих технологиях, и можно сделать из этого всего игру. Четыре часа поиграли и научились! В принципе, можно взять любой навык, всё, что есть в корпоративном обучении. Любой тренинг перевести в игру, любую модель, технологию, всё, что угодно», — рассказывает Мария.

Стратегические сессии, интервью,
мозговые штурмы в бизнес-играх

«Второй пункт, который также может очень пригодиться разработчикам бизнес-игр. Это идея с проведением стратегических сессий. Они могут быть разной направленности, они могут быть в ключе маркетинга, они могут быть в ключе планов на будущее, в принципе: Куда компания хочет идти? Какая у них стратегическая амбиция? В какой точке они хотят быть? И что через пять лет с ними должно произойти?

Есть определенная технология и методология, по которой проводятся стратегические сессии, совещания, или какие-то другие встречи рабочих групп. Их можно закладывать в игру. Зачем это делать? Вы помните, в начале эфира мы говорили про правое и левое полушарие. Когда мы повторяем действия достаточно большое количество раз, наш мозг привыкает к тому, что есть такие вот шаги, по ним нужно пройтись. И поскольку, через какое-то время в голове прокладывается какая-то колея, по которой уже известно, как ходить, то какие-то вещи можно пропустить, можно не заметить, можно махнуть рукой. Потому что мы и так знаем, что будет вот так, поэтому здесь мы пишем, а здесь мы не пишем. И где-то рыбу заворачиваем!:)

Игра не дает нам самих себя обмануть. Поскольку мы в основу закладываем методологию, по которой проводим собрание. И мы имеем, соответственно, игровые механики, карточки, которые уводят наше сознание, снимают контроль, отвлекают, чтобы бессознательное проходило по этой технологии и ничто не мешало ему!», — говорит Мария Горина.

Командообразование -
естественный результат игры

«Естественным результатом проведения таких игр является командообразование внутри коллектива. Это неотъемлемый эффект, потому что за первые полчаса за столом все как-то познакомятся, подружатся, выяснят, кто есть кто? Иногда, приходишь в компанию играть, а там 5-8 человек, которые знают друг друга, они приблизительно знают, кто чем занимается, но понятия не имеют, что у них происходит в голове. В смысле зачем они делают то, что делают? Это часто встречается в больших компаниях, точнее даже я бы сказала, в группах компаний, которые недавно объединились, и у них совет директоров, каждый из которых пришел со своей компанией, в которой были какие-то свои правила, ценности и все такое прочее. И такие игры как раз очень здорово помогают сонастроить между собой людей, поскольку они гребут в одной лодке, чтобы они гребли в одно место, в одном направлении», — говорит Мария.

Развитие навыков для детей и подростков

«Второй класс игр, которые мне очень нравятся, и сам процесс создания, и результат, который мы получаем: это развивающие игры для подростков и для детей. Здесь тоже есть свои бонусы. С помощью игр, точнее в игровой форме, детям можно объяснять какие-то концепции мироздания. Например, мне вчера или позавчера попалась книжка, в которой отвечает на вопрос, в чем смысл жизни? И там на каждой странице было по одному предположению, зачем люди живут? И в конце книжки спрашивается а ты сам как думаешь? Понятно, что она для совсем маленьких 3-5 лет. Но если мы сделаем карточную игру, в процессе которой, подросток мог бы побеседовать на эту тему со своими сверстниками, или родителями, которые тоже с удовольствием играют в такую игру, это было бы тоже интересно!

Ещё одна вещь, которая тоже хорошо работает в подростковых играх, это навыковые игры. Про одну свою я уже рассказала, про пополнения словарного запаса и изучение иностранных языков (например, «Piece of cake«). Таким же образом можно сделать настольную игру про финансовую грамотность, у меня в разработке тоже есть трилогия по этому вопросу. Чтобы дети, например, знали, что деньги берутся не с потолка какого-то, а что они откуда-то берутся, что-то нужно сделать, чтобы они появились. Что в течение месяца, есть какие-то доходы, есть какие-то расходы, есть какие-то неотложные вещи, а есть спонтанные покупки. И подростки про это мало, что знают. Они приходят к родителями и говорят: дайте мне денег! И родители такие: а на! Но это никак не обучает ребенка тому, что деньги надо посчитать. Тому, что есть какие-то вещи, которые необходимы, есть «хотелки» какие-то. В общем, такую игру тоже можно сделать. Чтобы человек научился распределять финансы и управлять ими.

«Можно сделать подростковую игру про бизнес, например, потому что родителям кажется, что это все сложно, непонятно. Непонятно, что делать, нужно читать много материалов, есть много инстанций типа налоговых, банков, например. Все это кажется очень занудным. В основном по одной причине, поскольку они не знают, как эти вещи функционируют, как ими пользоваться. Поэтому сделав такую игру, мы сделаем полезное дело, опять же практически применимый продукт, прикладной, который сильно им поможет.

Еще одно интересное направление подростковых игр — тема выбора профессий. Вспомните себя, как вы выбирали, в какой институт пойти учиться, или кем вы хотите стать, когда вырастете? Это не самый простой вопрос, на который можно ответить, но приходится на него отвечать. И потом либо работать по специальности, либо делать игры:) Поэтому есть несколько игр для подростков разного характера, в них тоже можно закладывать разные методологии, либо сделать свою. На самом деле тем для игр для подростков еще больше тем, чем для бизнеса, потому что есть такая благодатная почва, и причинить пользу всему миру. Массово!», — комментирует Мария.

Каких ещё результатов можно
добиться с помощью игр?

«Про командообразование уже рассказала, но я бы не стала делать игру непосредственно про командообразование! Это получается бонусом к любой игры, поскольку у игроков формируется общее видение, по проекту, по компании, по продукту, в общем, про что они играют про это общее они получают. Если сделать игрушку прямо совсем про командообразование, в которой будут карточки про командообразование №1, №2, №3, то игроки сознательно будут очень включены в эти понятия и будут пытаться головой это все проделать, а если вы их отвлечете каким-нибудь интересным контекстом, какой-то метафорой игры. Придумаете им что-нибудь, что у них какая-то карта местности необычная, и там очень много островов, по которым можно ходить с какими-то задачами, они очень сильно отвлекутся от командообразования, за счет чего как раз образуется команда.

Мы можем оттачивать навыки. Про это я немного уже сказала, но можно повторить еще. Оттачивать навыки можно разными образами — можно пойти в какое-то специальное место для оттачивания навыков и там тренироваться три подхода по сто раз и они как раз отточатся. Если мы говорим о каких-то физических навыках, то они как раз отточатся, Если мы говорим о чем-то, что нуждается в мыслительной деятельности, то тут мозги нужно «обмануть». Как раз из тех соображений, чтобы подключились все ресурсы, и ресурсы бессознательного в том числе, которые впитали бы в себя эту всю информацию. Вообще игры очень сильно снижают порог контроля за тем, что происходит, потому что там слишком много элементов, которые нужно контролировать. А сознание человека так устроено, что оно в единицу времени способно контролировать 7+-2 единицы информации. Т.е. вы дали человеку некоторое количество фишек, карточек, еще разноцветное поле, в котором там что-то написано, всё человек в ауте уже, все остальные свои мысли он уже не контролирует. Поэтому это очень удобный инструмент как раз для этих целей.

Опять же с помощью игр вы можете получать какие-то новые, нестандартные идеи. Если вы, например, сделали игровой тренажер для проведения мозговых штурмов. Вот, кстати, вы можете попробовать поиграть в Матрикс. В результате первых 30 минут которой. Вы уходите с большой папкой записей, с огромным количеством идей, которые вы просто в нормальном состоянии не смогли бы придумать, потому что их неоткуда взять. А в той игре они просто придумываются. Вы можете взять какую-то другую методологию, заточить немного под другие задачи, и у вас получится, свой, полезный, практически применимый продукт.

❗Самое главное, какой результат можно получить от создания игр: вы можете получить тот результат, который вы изначально заложите. Т.е. вы что придумаете, такая игра у вас и получится. Если у вас есть какая-то специфическая сфера деятельности, в которой только вы разбираетесь, либо есть какая-то сфера, в которой вы ничего не понимаете, но хотите разобраться. Сделайте игру! Очень быстро разберетесь», — рассказывает Мария.

На курсе GameConstructor вы сможете создать свою интересную игру и рассказать нам о причинах, которые побудили вас на это. Давайте творить полезные, прикладные игры вместе!

Полистайте наш блог, мы публикуем много интересного о разработке и проведении настольных «игр со смыслом».

С инфографикой всего прямого эфира Марии Гориной можно ознакомиться в заметке нашего блога Как создать свою игру?.

Первая часть прямого эфира: Что такое игра?

Вторая часть прямого эфира: Причины, по которым стоит разрабатывать игры.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: