10 этапов разработки бизнес-игр: почему так дорого?

Игровой формат позволяет в легкой, доступной и неординарной форме донести до клиентов идеи и технологии, по которым вы работаете. Ведь не всегда люди понимают как у вас все устроено. Показать это устройство, дать его буквально пощупать и понять изнутри, а значит получить доверие клиента, проще всего через игру, которая не будет нагружать ненужной терминологией, а наоборот даст ему опыт использования вашего продукта.

Один из самых распространенных вопросов от заказчиков игр для бизнеса и обучения: “А почему так дорого?”. На самом деле вовсе не дорого, просто очень большой объем работы. И чем больше в нем задействовано участников, тем дороже выходит весь проект. 

Когда вы покупаете разработку бизнес-игры, вы инвестируете в новый бизнес-инструмент, который начнет приносить вам деньги через 2-3 месяца: 

  • во-первых, клиенты начинают платить за вашу новую услугу, 
  • во-вторых, новый инструмент вовлекает их в приобретение дополнительных услуг и продуктов.

Итак, почему же разработка игр стоит столько и почему это нормальная, адекватная цена. Разберем по этапам.

Этап 1: Сбор информации

Прежде чем начать создавать игру, разработчик должен поговорить с заказчиком, провести интервью по своему опроснику, чтобы четко понять суть происходящего и задачу, которую необходимо решить с помощью игры. Так же нужно поговорить с сотрудниками, которые максимально вовлечены в сам проект и в жизнь компании в целом. А еще с теми, кто будет играть в ту игру, которую вы заказали. Это крайне важный этап, потому что если здесь не до конца поймут друг друга разработчик и заказчик, то переделывать нужно будет с ноля. Поэтому нельзя экономить на количестве и продолжительности встреч. Лучше провести на 1 встречу больше и сказать “кажется мы это уже обсуждали, пора переходить к действиям”, чем чего-то недосказать и заплатить дважды.

Этап 2: Аналитика

Разработчик или группа разработчиков должны переварить всю собранную информацию плюс ту, что заказчик пришлет дополнительно: описание технологий, презентации, статистика, видео-ролики, POS-материалы, сценарии проведения совещаний или другой материал, который заказчик посчитает релевантным для проекта по разработке игры. Кроме этого желательно, чтобы у разработчика на этом этапе была возможность позвонить или как-то еще связаться с заказчиком или его представителями, чтобы задать дополнительные вопросы. Это вообще очень хорошо, если со стороны заказчика выделен 1-2 человека, которые всегда на связи и сами заинтересованы в реализации проекта разработки игры. Просто чтобы не переделывать работу по несколько раз.

Этап 3: Наблюдение

Если вы закладываете в игру свои методики, технологии или какие-то еще инструменты, которые принадлежат вашей компании, то разработчик должен увидеть их в деле, а еще лучше — опробовать на себе. Как говорится, опыт, не пропущенный через собственное тело, называется слухом. Вы, в общем-то, и игру делаете, чтобы клиенты смогли получить опыт и сразу уверовать в то, что вы не воздух продаете, а конкретный продукт. Поэтому разработчику нужно самому продуктом воспользоваться, чтобы он смог из собственного опыта почерпнуть необходимую информацию. Например, как должен чувствовать себя игрок, о чем думать и чем интересоваться на условном шаге 2 вашей технологии? Эти вещи в значительной степени проще и лучше узнать самому, чем выслушивать описания, даже если они очень хороши.

Этап 4: Моделирование

Процедура моделирования методики, технологии или другого вашего инструмента, на базе которого разработчик строит игру отличается от простого обсуждения. По итогам этапа наблюдения у специалиста появятся дополнительные вопросы, которые с одной стороны подтвердят уже имеющуюся информацию, а с другой добавят существенных деталей, которых нет в описании инструментов. Дело в том, что каким бы гениальным не был автор технологии, он является ее носителем и, как правило, описывает ее своим языком, изнутри. Этого не всегда достаточно для выявления технологии и передачи ее в свободное пользование. Это та причина, по которой сотрудники компании не всегда могут получить тот же результат, что и директор, даже если они идут по одним и тем же этапам, которые придумал директор. И дело не в том, что с сотрудниками что-то не так, а в том, что автору методики некоторые вещи кажутся очевидными, хотя для других они таковыми не являются, просто потому, что они другие люди и у них другие фокусы внимания. Это значит, что на этом этапе главная задача разработчика сверить описание инструмента, информацию из интервью, свои опыт и наблюдения за носителем модели. Когда все параметры сойдутся, тогда можно приступать к разработке концепции игры, механике и первому прототипу. Благодаря этому этапу работы автор методики, технологии, инструмента и сам поймет его еще лучше. Но если этот этап пропустить, то в основу игры будет изначально заложен неверный механизм.

Этап 5: Механика и прототип

Первые 4 этапа занимают около 2-3 недель очень плотной работы. Когда есть вся необходимая информация, разработчик начинает создавать концепцию игры. Обычно он перебирает все имеющиеся и ранее созданные варианты, потом придумывает новые, чтобы в итоге прийти к тому единственному, который подойдет для решения текущей задачи. Иногда приходится создать штук 10 концепций, чтобы все их отвергнуть, и только после этого может появиться что-то подходящее. С другой стороны бывает и так, что концепция приходит сама, сразу, очень легко и уже в деталях. Ее нужно записать и проверить. Но как будет в каждом конкретном случае никто не знает, поэтому нужно закладывать достаточное количество времени на все эти эксперименты. Далее внутри концепции создается стратегия и механика игры, которые основываются на методике, технологии, инструменте заказчика, и создается прототип. Первый прототип обычно выглядит очень просто: бумага и карандаш. Нет абсолютно никакого смысла просить что-то оформить “более-менее красиво”, потому что это займет много времени, а после будет выброшено. Такая переплата ни к чему. Когда схематичный, идеологический прототип готов, его необходимо наполнить содержанием.

Мария Горина

Этап 6: Контент

Содержание игры предполагает, что на вашем игровом поле есть какие-то слова и понятия. Так же вам нужно чем-то наполнить игровые карточки, которые игроки смогут использовать во время игры. Там могут быть слова, предложения, вопросы, пиктограммы, картинки и так далее. Все зависит от целей игры и от дополнительных методик, которые разработчик заложит в алгоритмы, механику и смыслы игры. Все эти вещи необходимо согласовать с заказчиком или его представителями, так как они гораздо лучше знают свои продукты, процессы и процедуры, а значит смогут достаточно быстро и точно оценить работоспособность и актуальность предложенного разработчиком контента. Однако, нельзя целиком и полностью возложить ответственность за содержание на какую-то одну из сторон. Здесь очень важна кооперация, чтобы смысловая нагрузка технологии заказчика и дополнительные методики разработчика не конкурировали между собой, а дополняли друг друга.

Этап 7: Тестирование в 3 этапа

Чтобы понять работает ли ваша игра и решает ли поставленные перед ней задачи, ее необходимо протестировать на нескольких различных аудиториях, чтобы поймать все аспекты, которые нужно доработать. На первом этапе игра тестируется в кругу разработчиков, чтобы исправить очевидные ошибки, если они будут. На втором этапе игра тестируется среди тех, кто любит поиграть и готов поделиться обратной связью. На третьем этапе игра тестируется с заказчиком, чтобы сравнить результаты игры и результаты использования инструмента, на базе которого игра построена. Эти результаты должны совпадать, как минимум. В идеале игра решает некоторые дополнительные задачи, которые неизбежны за счет игрового формата. К таким задачам можно отнести командообразование, мозговой штурм и объединение видения по актуальным вопросам. Все эти вещи достаются заказчику бонусом. После этого, если есть такая возможность, желательно протестировать игру на ком-то из клиентов, потому что игра сама по себе, как и любой другой продукт, имеет свою целевую аудиторию, в которую надо попасть. Вся эта работа, включая создание механики, контента, прототипа и 3 этапов тестирования, в среднем занимает около 4-5 недель активной работы. После чего можно переходить к улучшениям текущей версии.

Этап 8: Доработка

На доработку игры обычно уходит около 2-х недель, в течение которых вычитываются все анкеты обратной связи, выслушиваются аудио-записи, если они были сделаны в ходе тестов, учитываются все комментарии и вносятся коррективы, чтобы передать полученный прототип дизайнеру.

Этап 9: Руководство пользователя

У любой игры должны быть правила. Степень подробности их описания зависит от того, требуется ли в игре ведущий/модератор или в нее можно играть самостоятельно. Если вы используете игру для маркетинговых целей, то вам выгодно, чтобы правила были простыми и короткими. Так игроки смогут быстро и самостоятельно во всем разобраться и сыграть. А если цель другая, то модератор вам скорее всего понадобится. Более подробно об этом можно прочитать в статьях “Зачем игры нужны компаниям?” и “Как выбрать разработчика?”. Здесь возьмем по максимуму и скажем, что на написание подробного, толкового руководства понадобится около 1 рабочей недели. И если уж делать совсем на 5+, то нужно провести еще 1 тестирование, которое даст понять насколько удобно пользоваться правилами игры, в случае, если это не было сделано на предыдущих этапах тестирования.

Этап 10: Дизайн и производство игры

Скорость исполнения работ по дизайну и производству игры зависит от комплектации, сложности и количества материалов, нуждающихся в дизайне. То есть если у вас в игре всего 50 карточек, у которых должна быть одинаковая рубашка, а в содержании они имеют по 1 слову, то это одни сроки. Если у вас 8 разных колод карточек и они содержат как предложения, так и иллюстрации, то это совсем другая история, так как эти иллюстрации тоже надо нарисовать. Если дизайнер сторонний, то это все займет около 2-х месяцев. Если дизайнер внутрикорпоративный, то быстрее.

Модераторов необходимо обучить, чтобы не зависеть от разработчика в проведении игры. Да, это стоит дополнительных денег, но это значительно дешевле, чем приглашать разработчика на каждую игру. Есть программа обучения, разработанная специально для этих задач, чтобы в короткие сроки обучить людей управлять динамикой за игровым столом и вести игроков к намеченному результату. Других причин для обучения ведущих нет, особенно если у вас игра для маркетинговых целей.

​В общей сложности получается, что разработка игры занимает 2-3 месяца. К ним мы добавляем 2-3 месяца на дизайн. Если эти процессы возможно распараллелить, это нужно сделать. Тогда сроки сократятся до 3-4-х месяцев. Поделите выставленный вам счет на 3-4 месяца работы и на количество привлеченных специалистов и сразу узнаете дорого с вас берут или нет.